РАБОТА С КАРТОЙ И БОРТОВЫМ ЖУРНАЛОМ В ПОЛЕТЕ
Штурману в полете приходится выполнять различные навигационные определения и расчеты, результаты которых он заносит в бортовую документацию.
К бортовой документации штурмана относятся: полетные карты, бортовые журналы, отчетные карточки фотографирования и разведки, фотоснимки экрана самолетной панорамной радиолокационной станции, фотоснимки местности, выполненные с помощью аэрофотоаппаратов, бароспидограмма и другие документы в зависимости от задания.
Бортовая документация штурмана является отчетным документом экипажа о выполненном полете, поэтому все записи в ней должны производиться четко и аккуратно. Результаты расчетов и определений, необходимых для выполнения полета, контроля и исправления пути, восстановления ориентировки в случае ее потери, штурман заносит в бортовой журнал или полетную карту.
Как в бортовом журнале, так и на полетной карте каждая запись должна быть «привязана» по месту и времени.
Записи должны производиться четко, быстро и не должны отвлекать штурмана от основной работы по выполнению самолетовождения. Исходные данные для комплексных навигационных систем, астроориентатора и радиотехнических систем записываются в специальные расчетные бланки. На полетной карте должны быть нанесены:
— справа у основных точек маршрута дробью — расчетный и фактический моменты их прохода: в числителе записывается фактический, а в знаменателе —- расчетный момент прохода контрольного ориентира (поворотного пункта);
— соответствующими условными знаками — отметки места самолета, полученные с помощью технических средств самолетовождения или визуально; размер знака не должен превышать 1 см; справа от знака записывается момент времени, к которому относится отметка;
— линии положения самолета к определенному моменту времени, полученные с помощью технических средств самолетовождения или проложенные по результатам расчетов на полетной карте;
— место и время начала вынужденного изменения режима полета;
— место и время атаки самолета истребителями противника; место и время обстрела самолета ЗА и ЗУР противника;
— место и время создания активных помех самолетной панорамной РЛС;
— место и время встречи с радиоактивными облаками;
— место и время взрыва ядерных боеприпасов.
Загромождать полетную карту записями не следует, записи
надо делать в местах, свободных от ориентиров, карандашом такого цвета, который бы хорошо выделялся на фоне карты.
Данные о противнике наносятся на полетную карту условными знаками с указанием места и времени. Угол сноса, фактический курс, фактическая путевая скорость и путевое время записываются принятыми сокращенными обозначениями (например, УС + 5°; 1F760; У КЗ 15°; /3,40).
Большую часть расчетных и фактических навигационных элементов полета штурман записывает в бортовой журнал. В левой части бортового журнала записываются результаты предварительного расчета, в правой части — результаты расчетов, измерений и определений, полученные в полете.
В правой части бортового журнала штурман обязан записывать:
— наименования поворотных пунктов маршрута и контрольных ориентиров с указанием расчетного и фактического времени их прохода;
— координаты места самолета, используемые для исправления пути, с указанием расчетного и фактического времени изменения режима полета;
фактическое время и измеренные величины навигационных элементов полета;
— фактический режим полета (скорость, курс, высота) на участках маршрута;
— фактическое время и фактические навигационные элементы, при которых выполнялась боевая задача;
— фактические метеоусловия на участках маршрута;
— фактическое время и необходимые данные для коррекции курсовых систем и автоматических устройств счисления пути.
Все фактические величины (показания приборов и измерения) должны быть подчеркнуты.
Остальные навигационные элементы полета и другие справочные данные штурман может записывать как на карте, так и в бортовом журнале.
Глава IX